Передачи


Читает автор


Память о Роберте


Народный поэт


На эстраде

Муслим Магомаев - Воспоминания об Арно Бабаджаняне и Роберте Рождественском

Муслим Магометович Магомаев родился 17 июля 1942 года в Баку в артистической семье. Его отец — Магомет Магомаев — был художником, сыном знаменитого азербайджанского композитора Муслима Магомаева (его имя теперь носит музыкальная филармония в Баку), мать — Айшет Ахмедовна — драматическая актриса."Своего отца Муслим Магомаев практически не помнит — уйдя на фронт, тот героически погиб, бросившись под обстрелом спасать раненого товарища. Это произошло под Берлином за три дня до окончания войны.

Муслим Магомаев вспоминает: "Послевоенная судьба мамы сложилась так, что она обрела другую семью. Я не могу ее ни в чем винить. Она драматическая актриса, всегда кочевала по городам России, никогда подолгу не работая ни в одном театре. Родной брат отца Джамалэтдин Магомаев и его жена Мария Ивановна стали для меня настоящими родителями. Это были люди умные и поразительно много читавшие.

Порядки у нас в семье соблюдались строгие. Дядя был убежденным коммунистом, честным и неподкупным. В то время, когда мой воспитатель занимал высокие государственные должности, недостойного племянника в школе время от времени просили не носить пионерский галстук. Меня это не расстраивало: галстук казался мне вещью прежде всего неудобной, душил меня и все время норовил влезть концами в чернильницу.

Несмотря на то, что дядя был человеком высокопоставленным, меня не баловали. У меня были игрушки, нормальные условия для учебы и занятий музыкой, но — никаких излишеств. Помню, когда начинал клянчить у тети деньги, она отказывала: "Вот вырастешь, будешь сам зарабатывать, тогда поймешь, как деньги достаются".

Как мальчик, подающий немалые надежды, я учился в музыкальной школе при консерватории. Всегда знал, что математика, физика, химия не для меня, и считал, что нет смысла тратить на это энергию. Стоило увидеть задачу из алгебры или геометрии, я чувствовал, что мой мозг не работает в этих областях. Помню, по математике один раз меня даже оставили на второй год.

В отличие от точных наук, игра на рояле давалась Муслиму Магомаеву куда более легко, и преподаватели в музыкальной школе прочили Муслиму большое будущее. Однако достичь высот в этой области ему тоже не удалось — не хватило усидчивости. В 14 лет Магомаев внезапно увлекся пением и только здесь почувствовал себя по-настоящему уверенно. Он поступил на вокальное отделение музыкального училища, а заодно брал уроки у замечательного педагога Сусанны Аркадьевны Микаэлян, преподавательницы Бакинской консерватории. По его же словам, перед дверью кабинета, в котором он обычно репетировал, собирались учителя и ученики и восторженно слушали его звонкое сопрано, которым Муслим Магомаев выводил и каватину Фигаро, и «Соловья» Алябьева, и Кармен». Раззаков Ф. И. Досье на звезд. Кумиры всех поколений. — М. ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999, с. 27-28.

23 ноября 1974 года Муслим Магометович Магомаев женился на певице Тамаре Синявской.

«Однако официально оформлять свои отношения с Магомаевым она не торопилась. Так продолжалось до тех пор, пока их общий знакомый не выдержал, взял их паспорта и отнес в загс. 23 ноября 1974 года они расписались. В тот же день в одном из столичных ресторанов состоялась свадьба на сто персон. Кроме этого, еще человек триста, прослышав об этом событии, собрались возле ресторана и дружно скандировали, чтобы Магомаев исполнил их любимые песни. В такой день певец не смог отказать страждущим и в течение получаса пел на бис в раскрытом окне ресторана. Затем месяца три ходил с бронхитом.

После шумного гуляния в Москве молодые отправились в свадебное путешествие на родину жениха — в Баку. Синявскую приняли там как «гялин» — невестку всего Азербайджана. Сам первый секретарь ЦК КП республики Гейдар Алиев устроил молодоженам по этому случаю торжественный прием на своей даче.

Между тем первые несколько лет супружеской жизни Магомаева и Синявской не были безоблачными. Две сильные, к тому же творческие личности никак не могли поделить между собою семейный пьедестал. Из-за этого между ними все чаще возникали ссоры, некоторые из которых приводили к временной разлуке — в таких случаях Муслим Магомаев брал билет на самолет и улетал в Баку. Однако эти отъезды довольно быстро заканчивались воссоединением сторон, при этом первым шаг к примирению делал Магомаев. Очень часто эти примирения, учитывая широкую восточную натуру Магомаева, обставлялись им весьма торжественно и пышно.

Тамара Синявская вспоминает: «Был случай, когда Муслим Магомаев, возвращаясь из какой-то поездки, завернул ко мне на гастроли в Казань. Я пела Любашу в «Царской невесте», и в антракте, когда я вышла на поклон, мне поднесли от него огромный букет — меня за ним не было видно. Там было сто пятьдесят четыре гвоздики! Весь зал ахнул. И, конечно, когда он появился в ложе, зрителям было не до оперы. » Раззаков Ф. И. Досье на звезд. Кумиры всех поколений. — М. ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999, с. 32 — 33.

Всесоюзная известность к Муслиму Магомаеву пришла после его выступления в Кремлевском Дворце съездов на заключительном концерте фестиваля азербайджанского искусства в 1962 году. Первый сольный концерт Магомаева состоялся 10 ноября 1963 г. в концертном зале имени Чайковского. В 1963 году Магомаев становится солистом Азербайджанского театра оперы и балета им. Ахундова, продолжает выступать на концертной эстраде. В 1964-1965 годах он стажировался в миланском театре La Scala.

В 1969 году на фестивале в Сопоте М. Магомаев получает I премию, а в Каннах — "Золотую пластинку". В 1973 году в возрасте 31 года ему было присвоено звание народного артиста СССР. С 1975 по 1989 годы Магомаев был художественным руководителем созданного им Азербайджанского государственного эстрадно-симфонического оркестра, с которым много гастролировал по СССР.

В концертном репертуаре Магомаева было более 600 произведений (русские романсы, классические, эстрадные и неаполитанские песни); он снялся в фильмах: "Низами", "Поет Муслим Магомаев" и "Москва в нотах". Магомаев автор более 20 песен, музыки к фильмам.

Почти все в его семье — профессиональные музыканты. В три года Муслим подбирал мелодии на фортепиано. В пять сочинил песню. О том, кем быть в жизни, никогда не думал — конечно, музыкантом. Наверно, он мог бы стать не только певцом, но и драматическим актером, композитором, пианистом. Тот самый талантливый человек, который «талантлив во всем».

Успешно выступая и за границей, в Советском Союзе 1960--1970-х годов Магомаев добился какой-то совершенно ненормальной славы. Поклонение Магомаеву — истерия, распространявшаяся как эпидемия. По всему Советскому Союзу. Он был, как сейчас бы сказали, секс-символом. Мамы нынешних тридцатилетних влюблялись в Магомаева. На концерты невозможно было прорваться. Все в нем нравилось слушателям: и как поет, и как выглядит, и как себя ведет, и что поет. Идеальный артист и идеальный джентльмен. И все же применительно к Магомаеву выражение «секс-символ» оказывается поверхностным и неточным.

Муслим Магомаев с большим успехом выступал и в опере. Никто не исполнял партию Фигаро Моцарта с таким артистизмом, как он. Но он выбрал не классику, а так называемую легкую музыку, песенный жанр, что дало повод недалеким эстетам и пуристам сокрушаться: ах, ну как же, с таким-то голосом — и песни петь. Их совершенно не волновало, что и песни-то в основном чудо как хороши и разнообразны, и поет их Магомаев, искренне наслаждаясь и совсем не щадя голосовые связки. В конце концов что осталось от Магомаева?

Помимо легенды — куча отличных записей, по которым можно представить себе, что вообще это такое — «песня двадцатого века». В репертуаре Магомаева сочеталось не сочетаемое: песни советских композиторов (бессмертные хиты от Арно Бабаджаняна, Александры Пахмутовой и Оскара Фельцмана), оперные арии, неаполитанские песни, даже рок. Он первым на советской большой сцене исполнил песню The Beatles. Это была Yesterday, авторов которой конферансье Анна Чехова объявила смешно: «Леннон-Маккартни». Сделай он только это — уже заслужил бы памятник. А это — только небольшой эпизод в его грандиозной истории. А вот свою знаменитую «Свадьбу» (шутили, что, исполняй Магомаев только ее и только на свадьбах, уже неплохо жил бы) певец недолюбливал, о чем признался пару лет назад в телевизионном интервью.

До последнего времени Магомаев жил в Москве, время от времени выезжая на гастроли в города бывшего Союза и за рубеж.

Муслим Магомаев скончался в Москве 25 октября 2008 года на 67-м году жизни после тяжелой продолжительной болезни. Легендарный певец страдал ишемической болезнью сердца и атеросклерозом сосудов. В июле в третий раз попал в больницу. Но в больницах Магомаев предпочитал не задерживаться, лечился амбулаторно. К состоянию своего здоровья относился с оптимизмом.

Президент России Дмитрий Медведев выразил глубокие и искренние соболезнования в связи с кончиной Магомаева его супруге, родным и близким, а также почитателям таланта артиста.

2006